Кафедра теории и методики гимнастики, в рамках соглашения о сотрудничестве с федерацией спортивной гимнастики России, подготовила проект, результатом которого стали комплексы нейрогимнастики и координационной тренировки, которые можно выполнять для повышения общей продуктивности, развития когнитивных способностей и укрепления здоровья.
Среди задач по реализации проекта – познакомить участников юниорской смены Всемирного фестиваля молодежи с нейрогимнастикой и координационной тренировкой, научить оценивать когнитивные способности и научить ребят составлять комплексы упражнений нейрогимнастики и координационной тренировки в зависимости от специфики вида деятельности.
Всего на юниорскую смену было подано 76 тысяч заявок от детей от 14 до 17 лет, из них было отобрано 1000 заявок, из которых 500 человек представляли Россию, а другие 500 – зарубежные страны.
Юниорская смена «Начнем будущее вместе» была представлена большим количеством стран, поэтому проект требовал участия двух преподавателей – с реализацией проекта заведующему кафедрой теории и методики гимнастики Любови Ботовой помогал чемпион Европы, мастер спорта международного класса по спортивной гимнастике Александр Сычугов.
«Концепция проведения юниорской смены очень интересная – здесь серьезная образовательная программа с привлечением ведущих специалистов из сфер спорта, науки и искусства. В рамках смены было разделение на мастерские: так, например, мастерская Юрия Гагарина – для детей, которые интересуются космосом, а мастерская Софьи Ковалевской – для тех, кто увлечен математикой. Спорту и здоровому образу жизни была посвящена мастерская Валерия Харламова – здесь мы помогали 65 ребятам с созданием проектов в области спорта, – рассказывает Любовь Ботова. – В нашей мастерской было шесть лабораторий, в каждой по 10-12 человек. Ребята выбирали лаборатории самостоятельно, когда знакомились с паспортами проектов за неделю до фестиваля. В нашем «классе» было 11 детей из России, Иордании, Сирии, Казахстана, Азербайджана и Таджикистана. За пять дней мы разобрались в видах гимнастики, познакомились с нейрогимнастикой и элементами координационной тренировки, а также разработали комплексы упражнений для использования в повседневной жизни, образовании и спорте.
Думаю, опыт использования средств координационной тренировки очень пригодится ребятам, например, перед началом учебного дня, чтобы стимулировать когнитивную деятельность. Так, одновременное выполнение движений двумя руками, как в одном из наших комплексов, позволяет обеспечить гармоничное развитие мозговых структур и их слаженное взаимодействие. Подобные движения могут помочь улучшить запоминание, что очень необходимо и взрослым и детям.
Приятно было видеть, как в ходе работы с детьми, через три дня они могли лучше выполнять те упражнения, которые не удавались в самом начале. Это говорит о пластичности головного мозга, обучаемости и координационных способностях – о том, что так важно развивать в наших детях.
В ходе подготовки проекта была и научная составляющая. Ребята научились работать с таблицами Шульте – они определяли эффективность работы и концентрацию внимания, а также психическую устойчивость и скорость вырабатывания. Параллельно с этим мы провели оценку контрольных упражнений, связанных с координационными способностями.
На фестивале проектов, который был итогом обучения, ребята сами учили изученным упражнениям руками, упражнениям с мячиками, а также объясняли, как управляться с нейроскакалкой и покорять балансборд с лабиринтом. На сам фестиваль мы практически не попали, но не пропустили танцевальное шоу, где выступали наши преподаватели – Ольга Сбитнева и Иван Юдин. В целом наше участие во Всемирном фестивале молодежи можно охарактеризовать как непростой, но очень интересный опыт, который позволяет на многое посмотреть под другим углом».
Текст: Дарья Беззубова